ОТКУДА БЕРЁТСЯ АГРЕССИЯ ?
Что такое агрессия? Агрессия – это поведение, которое причиняет вред предмету или предметам, человеку или группе людей. Агрессия может проявляться физически (нанесение побоев) и вербально (нарушение прав другого человека без физического вмешательства).
Агрессивные дети – предмет особого беспокойства педагогов, психологов, родителей. Однако, по мнению психотерапевтов, нельзя однозначно считать агрессию неблагоприятным факторов, часто именно она оказывается полезной для развития активности и выработки новых поведенческих реакций. Специалисты выделяют два вида агрессии: «конструктивное поведение» и «деструктивное». Наибольшие проблемы, разумеется, вызывает последнее. Но в чём же его причины?
Бытует такое мнение, что агрессивные дети, драчуны и задиры, бывают злыми от природы. Это ошибочное представление. Во всяком случае, опыт показывает, что в этой категории злых от природы практически не встречается. Злости на копейку, а шума на миллион. Он-то и пугает окружающих, заставляя родителей обращаться к специалистам. Говорят они при этом про своё чадо примерно одно и то же: вспыльчивый, неуравновешенный, неуправляемый, не умеет мирно играть с детьми. И удивляются: откуда в нём это? И действительно, откуда берётся агрессия? Мы ни разу не сталкивались с немотивированной агрессией. Подозреваем, что это миф, созданный для удобства тех, кому не хочется искать мотивы, не лежащие на поверхности.
У агрессии, как, впрочем, у любого поведенческого проявления, всегда есть те или иные основания. Первый вопрос, который следует себе задать, когда мы сталкиваемся с нею: может, ребёнка кто-то обижает, а он вымещает свою злость? И совсем не обязательно – на обидчика. Вполне вероятно, что как раз обидчику он боится дать отпор. Когда мы об этом заговариваем, родители часто спешат нас уверить, что их детей никто никогда не обижает. Но надо учитывать, что ребёнок (особенно мальчик) не всегда готов рассказать о своём унижении родителям. Бывает, что гордость не позволяет. А иногда дети настолько запуганы обидчиком, что даже заикнуться о нём не смеют. Случается, что ребёнка обижает не какое-то конкретное лицо, а сама ситуация. Особенно это актуально для детей школьного возраста, которые часто бывают недовольны собой, своей внешностью. Дело в том, что с возрастом возрастает способность к рефлексии, к самооценке. Растёт интерес к противоположному полу, а следовательно, к своей внешности и возможности нравиться.
Агрессия может сопутствовать ревности, которая бывает далеко не редкой гостьей в семье. Дети испытывают это чувство куда чаще, чем думают взрослые. А некоторые даже ревнуют близких и к кому-то в отдельности. Им кажется, что родители одаривают своей любовью кого угодно, только не их. В таком случае агрессия – это и выплеск отрицательных эмоций, и способ обратить на себя внимание.
Сталкиваясь с проявлениями детской агрессии, прежде всего необходимо выяснить её мотивы. Это необходимо для выбора тактики поведения взрослого. Так, например, при работе с невротиками не следует акцентировать внимание на их агрессивности, ибо она есть лишь знак отчаяния, отверженности, забитости. Мы множество раз убеждались в том, что, как только самооценка ребёнка повышается, как только даёшь ему минимальную возможность самоутвердиться, вспышки агрессии исчезают начисто.
Но даже совершенно нормальные дети временами проявляют агрессию. Как любой живой человек. И у детей, и у взрослых это бывает реакцией на усталость, обиду, излишнее давление со стороны окружающих, на внутренний дискомфорт (плохое самочувствие). Но такая ситуативная агрессия не закрепляется, не входит в привычку, не становится патологической составляющей характера. (Хотя если источник дискомфорта делается постоянным, это почти всегда приводит к невротизации). Не надо забывать, что неврозы называют пограничными состояниями. А границу перейти недолго!
Нельзя не учитывать и природных особенностей, в том числе и половых. Мальчики, как правило, более агрессивны и конкурентны, чем девочки. Женщин (а детей, как известно, воспитывают в основном женщины) нередко раздражает пристрастие их сыновей (или учеников) к военным игрушкам и играм. И напрасно! Детскую агрессивность не только можно, но и полезно переводить в игровую форму.
В 60-е годы в Германии была развёрнута широкомасштабная кампания по отказу от «милитаристского» мышления. Для этого привлекались специалисты, которые убеждали матерей не покупать детям пластмассовые автоматы и солдатиков. В детских садах запрещали игры в войну. И что же? Спустя несколько лет те же специалисты, недоумённо разводя руками, констатировали резкое повышение агрессивности в подростковых группировках. Да и в детских садах заметно увеличилось число бурных конфликтов и драк. Вернули назад автоматы и солдатиков – кривая детской агрессивности поползла вниз. Итак, мальчикам полезны шумные игры, возня, драка подушками и т.д. Только не вечером перед сном, и желательно под наблюдением (а ещё лучше – при участии) взрослых.
Но самое главное – не наш взгляд, другое. Детскую агрессию важно облагораживать, то есть, переводить на более высокий уровень. Очень мирным драчливый ребёнок всё равно не станет, но при правильном воспитании он может стать миротворцем – защищать слабых и давать отпор их обидчикам.
ШЕСТЬ ЗОЛОТЫХ ПРАВИЛ ВОСПИТАНИЯ НЕАГРЕССИВНОГО РЕБЁНКА
1. Учитесь слушать и слышать своего ребёнка.
2. Постарайтесь сделать так, чтобы только вы, родители, снимали эмоциональное напряжение вашего ребёнка.
3. Не запрещайте детям выражать отрицательные эмоции.
4. Умейте принять и любить ребёнка таким, каков он есть, не сравнивая с другими детьми.
5. Повиновение, послушание и исполнительность будут там, где требования предъявляются разумно.
6. К агрессивным проявлениям ребёнка приводит агрессивность семьи.